Тип автомобильного кузова является основной структурной составляющей, определяющей внешний вид и внутреннюю комплектацию авто. Он играет ключевую роль в распределении пространства для сидений водителя и пассажиров, а также для размещения груза, определяет размер колесной базы и координирует работу двигателя, трансмиссии и подвески.
Каждый из них имеет свои индивидуальные характеристики и преимущества, что делает его уникальным в рамках обширной классификации. Далее расскажем про каждый подробнее.
В настоящее время, подавляющее большинство автомобилей, выпускается с корпусом, который играет роль опорной конструкции. Это означает, что основные компоненты, включая мотор и коробку передач, монтируются непосредственно к каркасу, который выдерживает всю ключевую нагрузку.
В структуре присутствуют ключевые элементы жесткости – это лонжероны в передней и задней частях. Некоторые модели авто также оснащены дополнительными элементами, такими как подрамниками.
Конструктивно, рамный тип отличается уникальными характеристиками. В его основе лежит каркас, который является комплексной структурой, собранной из элементов в виде швеллеров или труб. К нему фиксируются такие важные компоненты, как двигатель, система трансмиссии и составляющие подвески.
Существуют три основных:
На сегодняшний день можно выделить более десяти основных. Производители не перестают экспериментировать, создавая новые модели. Например, сочетание элементов кроссовера и седана привело к созданию кросс-седана, такого как LADA Vesta Cross.
Наиболее популярный корпус, поскольку он предоставляет защиту от всех видов непогоды: будь то ветер, дождь или снег, а также от грязи и пыли. К тому же только в такой конструкции можно оборудовать автомобиль системами климат-контроля и кондиционером.
Этот тип кузова обычно оснащен двумя рядами кресел и четырьмя дверьми, а также предлагает просторный закрытый багажник без стекла. Место для двигателя и багажное пространство изолированы от пассажирского салона с помощью стенок. В некоторых моделях предусмотрена возможность складывания заднего ряда полностью или частично, однако это не меняет классификацию. Полка за креслами, фиксированная и, способствует увеличению жесткости конструкции.
Ключевая черта — это просторный интерьер, который обеспечивает комфортное размещение четырех взрослых пассажиров.
Вид кузова машины, созданной по примеру седана, но с пятью дверьми. Пятая служит в качестве крышки для багажного отделения, которое можно отгородить от основной части авто при помощи шторки или другого типа перегородки.
Габариты, включая длину и размеры колесной базы, обычно соответствуют параметрам седана, хотя иногда они могут быть немного больше. Багажное пространство всегда достаточно вместительное, и его можно легко расширить за счет складывания сидений. Это позволяет без затруднений транспортировать объемные предметы, такие как бытовая техника или мебель.
Представляет собой компактный автомобиль, оснащенный тремя или пятью дверьми. Его внешний вид может напоминать универсал, однако отличается более короткими габаритами из-за отсутствия выраженного свеса сзади.
Багажное отделение скромных размеров, что делает эти авто более удобными для парковки в городских условиях. Однако стоит отметить, что из-за почти вертикального положения задней двери, стекло часто пачкается. По этой причине практически все модели оснащены стеклоочистителем с функцией омывания.
Это тип кузова автомобиля, разработанный для оптимизации перевозки пассажиров и их вещей. Передняя часть характеризуется минимальным пространством капота, при этом двигатель располагается в нижней части переднего отсека. По своим габаритам минивэны меньше микроавтобусов, хотя и имеют с ними визуальное сходство. В отличие от автобусов, которые способны комфортно транспортировать девять или больше человек, они рассчитаны на перевозку не более восьми.
Внешне может напоминать большой пятидверный автомобиль класса универсал. Зарекомендовал себя как транспортное решение для больших семей.
Сочетает в себе характеристики как седана, так и хэтчбэка. Как и у второго, его задняя дверь открывается вместе с окном, а форма корпуса больше похожа на первый, при этом свес лифтбэка обычно выделяется большей длиной. Автомобильные производители редко используются данное обозначение и чаще дают таким моделям отдельно название в линейке.
Удивительно, что такой тип кузова автомобиля появился намного раньше закрытого. Исторически первые автомобильные конструкции были, по сути, модифицированными каретами или повозками, к которым добавили двигатели внутреннего сгорания, поэтому у многих из них не было крыши. На современном авторынке можно встретить следующих представителей данного класса.
Двухдверные автомобили, оборудованные мягким либо твердым складывающимся верхом. Внутри, как правило, располагается два ряда кресел на четыре посадочных места, при этом заднее сиденье подходит лишь для перевозки детей.
В таких авто водитель и пассажир чувствуют себя комфортно. Однако сзади зачастую не хватает пространства для ног. Система складывания крыши может быть оснащена электрическим приводом или механизмом для ручного сложения.
Отличается уникальной структурой крыши. Эти автомобили обладают неподвижными передним и задним стеклами. Визуально они схожи с купе, но ключевое различие заключается в наличии усиленной конструкции за спинками сидений и демонтируемой верхней части.
В дополнение к упомянутым ранее категориям автомобильная индустрия также признает использование альтернативных названий для определения типов кузова и машин, которые не подходят под стандартную классификацию. Некоторые из них возникли благодаря маркетинговым стратегиям, в то время как другие являются результатом разработки новых видов, представляющих собой смешение традиционных форм.
Гармонично сочетает в себе черты автомобилей высокой проходимости и легковых авто. Имеет повышенный клиренс, большие колеса, защитный обвес, увеличенное по высоте расположение водительского сидения, что создает лучший обзор. В отличие от традиционных SUV, обладает меньшими размерами и весом, а также четким управлением.
Выделяется своей превосходной способностью передвигаться по сложным участкам. Он обладает повышенным клиренсом, продвинутой подвеской, прочной рамой и системой полного привода, что позволяет без труда покидать зону комфорта обычных дорог.
Водители зачастую могут регулировать распределение мощности между осями и колёсами. Это особенно ценно в экстремальных условиях, где необходимо выйти из сложившейся ситуации даже при наличии контакта только одного колеса с грунтом.
По сравнению со стандартными легковыми автомобилями, эти модели более массивные и менее устойчивые при маневрировании. Они имеют склонность к заметному крену в поворотах и подвержены большим колебаниям на неровных дорогах.
Конструкция включает в себя кабину для пассажиров, отделение двигателя и грузовой отсек. Преимущественно предназначен для транспортировки объемных грузов.
Выбор комплектаций достаточно широк: двухдверные и четырехдверные, с передним, задним или полным приводом.
Имеют защищенное крышей или открытое грузовое пространство. Эти автомобили универсальны, их можно эксплуатировать для профессиональных нужд или личного использования, будь то перевозка строительных материалов или вещей для отдыха на природе.
Представляет собой авто, которое традиционно двухдверное. Так же как и седан, он обладает трехобъемной структурой кузова, однако отличается отсутствием задних дверей.
Некоторые производители стремятся расширить линейки и предлагают «четырехдверные» варианты.
Выбор в пользу купе часто обусловлен его привлекательным внешним видом, хотя с точки зрения утилитарности, не является самым практичным типом. Задний ряд сидений часто предоставляет ограниченное пространство и в некоторых моделях может быть полностью отсутствующим, делая эти автомобили доступными только для двух пассажиров.
Термин часто относят к любым транспортным средствам увеличенной длины. Тем не менее этот вид подразумевает определенную классификацию. В классическом понимании — это седан с отсеком для пассажиров, который физически отделен от водительского места перегородкой.
В России широко известны стрейч-лимузины. Для их создания берут стандартное авто, разрезают его вдоль посередине, примерно у центральной стойки. Затем в разрез добавляют дополнительный сегмент, чья длина соответствует требуемым размерам.
Здесь важно понимать, для каких задач вы собираетесь его использовать. Ведь не все виды универсальны и подходят, например, для загородных или длительных поездок. В таблице ниже мы привели соотношение типов и их назначений.
Цель |
Подходящий авто |
Для личного использования |
Кабриолет или родстер |
Перевозка небольших грузов |
Лифтбек или универсал |
Для большой семьи |
Минивэн |
Крупногабаритные перевозки |
Пикап |
Для поездок за пределами города |
Кроссовер |
Загородный отдых |
Внедорожник |
Для повседневной езды |
Седан или хэтчбэк |
Сейчас на рынке можно встретить большое количество разновидностей легковых машин по типу кузова – это демонстрирует глубину и богатство авто индустрии. От кабриолетов до универсалов, каждый вид имеет свои уникальные особенности и преимущества, предлагая подходящий выбор для любых потребностей и стилей жизни. Учитывая широкий спектр возможностей, мы надеемся, что наш обзор поможет вам при покупке. Независимо от того, чем вы руководствуетесь — практичностью или эстетикой — помните, что каждый вид создан для определенной цели и предлагает уникальный набор характеристик для удовлетворения ваших индивидуальных потребностей на дороге.
Делая выбор, важно понимать, какие цели и задачи будет выполнять транспортное средство, ведь типов кузова бывает много, но не все они универсальны. Например:
Сюда относятся стретч, ландо, родстер, тарга и, как не странно кабриолет, так как все эти классы не предназначены для повседневного использования и их редко можно встретить на дорогах.
Тройку лидеров составляют – седаны, внедорожники и хэтчбеки.